Новости отрасли

Телеком эпохи «коронакризиса»

13.10.2020


Телеком эпохи «коронакризиса»

Пандемия COVID-19 не запустила принципиально новых трендов в телеком-отрасли, но ускорила некоторые тенденции. Строительство экосистем, рост значения нетелеком-услуг в структуре бизнеса, вынужденные и естественные изменения в потребностях клиентов стали ключевыми темами XVI ежегодного Международного форума операторов связи «Телеком 2020», организованного изданием «Ведомости». Как убедился «Телеспутник», из повестки конференции выпала только тема строительства сетей 5G.

Ускорение, но не перестройка

С первых минут форума стало очевидно, что возможность увидеть воочию коллег после долгого перерыва для глав крупнейших операторов важнее самих дискуссий, — особых споров ни текущая ситуация, ни ближайшие перспективы у экспертов не вызвали. Конкуренты охотно соглашались друг с другом, время от времени лишь обращая внимание на особенности собственных стратегий.

Во-первых, согласились с генеральным директором «МегаФона» Геворком Вермишяном, заявившим, что считать телекомы бенефициарами пандемии — недопустимая ошибка. Все мобильные операторы потеряли часть выручки от фактического закрытия роуминга, просадки в рознице, в то время как кривая инвестиций устремилась вверх: нужно было быстро наращивать инфраструктуру на окраинах и в окрестностях городов, куда из бизнес-центров переместились на самоизоляцию обитатели офисов.

Во-вторых, согласились с Антоном Устименко, партнером консалтинговой компании EY, который в ходе обзора мирового рынка телекома отметил, что COVID-19 не создал новых трендов, зато ускорил все главные тренды, многократно обсуждавшиеся на подобных конференциях. Здесь и рост потребления видеоконтента, и увеличение времени на просмотр онлайн-видео, и рост облачного гейминга в ежедневной структуре сетевого потребления, и резкая активизация электронной коммерции и сервисов доставки.

В-третьих, не стали спорить с президентом МТС Алексеем Корня, который, обозначая позицию компании в развитии экосистемы, заявил, что продукты в ее составе должны быть комплементарны друг другу. Глава МТС настаивал, что не стоит оператору включать в собственную экосистему все сервисы, которые есть у других экосистемных игроков, к примеру «Сбера» и «Яндекса», — телекомы должны предлагать лишь те продукты, которые создают новые ценности для клиента. Из этих слов следовало, что МТС не рвется включать в свою продуктовую орбиту такси, потому что не стремится повторять конфигурации того же «Яндекса» или «Сбера». Операторы не уточняли, какие именно комплементарные основным сервисы они намерены развивать, однако все без исключения заявили, что онлайн ТВ и VoD для них — must have. Как заметили главы «МегаФона» и МТС, операторы нуждаются в эмоциональных триггерах для абонентов, а онлайн-видео этому требованию удовлетворяет лучше всего.

Мультипродуктовость против экосистем

Обращала на себя внимание и коллективная усталость игроков от самого слова «экосистема» — его сейчас не употребляет только ленивый, поэтому эксперты даже попытались заняться словотворчеством, прикидывая, чем можно заменить затасканный термин. Сошлись на том, что понятие «мультипродуктовость» точнее определяет клиентские стратегии компаний: в самом деле, экосистема пока видится лишь как линейка продуктов, в которой традиционные услуги дополняются сервисами за рамками классического телекома. С этой точки зрения время обсуждения настоящих экосистем еще не пришло. Они сформируются позже, а пока операторы делают первые шаги в направлении создания экосистем и не стесняются в этом признаваться.

Свое мнение о построении экосистемы есть у Tele2. Директор по стратегическому планированию компании Светлана Скворцова подчеркнула, что оператор не намерен создавать внутри себя подразделения за рамками основных телеком-услуг, равно как и покупать соответствующих провайдеров, полностью полагаясь на партнерство с независимыми поставщиками. Иными словами, своего онлайн-кинотеатра в составе Tele2 точно не будет, в отличие от коллег по «большой четверке», которые рассуждали об интеграции сервисов — и через партнерства, и через прямое поглощение, и через единых акционеров.

Еще одним особым мнением поделился вице-президент «Ростелекома» Борис Глазков. Он предлагает не переоценивать возможности телеком-компаний в части построения экосистем. В такой стране, как Россия, их не может быть много, а шансы занять лидирующее положение больше у тех, у кого больше пользователей в онлайне. И здесь опять сами собой возникали названия «Сбер» и «Яндекс». Более того, Борис Глазков убежден, что дополнительные продукты в структуре доходов операторов в перспективе не смогут даже близко догнать основные продукты.

Телеком без 5G

Удивительно, но упомянутые в программе темы, связанные с 5G, на форуме не обсуждались вовсе. Модератор второй сессии, посвященной импортозамещению, гендиректор ИАА Telecom Daily Денис Кусков попросил директора по развитию ИТ «Ростелекома» Дария Халитова высказать мнение о том, как операторы смогут строить сети 5G на российском оборудовании, к чему их подталкивают власти, когда этого оборудования попросту нет. В ответ Дарий Халитов описал проблемы с импортозамещением софта и оборудования, но ни словом не обмолвился о самом 5G.

Источник: «Телеспутник»


Назад в раздел "Новости отрасли"

 

 

Уральская Ассоциация Операторов Связи — «УралАОС»

  • Юр. адрес: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей 19, А3, 947
  • Факт. адрес: 620027, Екатеринбург, ул. Азина 24, 3-й этаж
  • Телефон: +7 (343) 386-08-77
  • ИНН 6686995781
  • ОГРН 1126600002132
  • ОКПО 12282952
  • Эл. почта: info@uralaoc.ru

 

Отправить сообщение в Ассоциацию


Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных