Новости отрасли

Закон о суверенном Рунете успешно протестировали

05.08.2019


Закон о суверенном Рунете успешно протестировали

Закон о суверенном Рунете убережёт российскую «паутину» от возможных внешних посягательств, идентификация пользователей электронной почты не станет для них дополнительной обузой, а надёжно защитит от лжетеррористов и спамеров. Автор одних из самых резонансных законопроектов весенней сессии российского парламента, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас в пресс-центре «Парламентской газеты» раскрыл суть внесённых и уже принятых его инициатив. А также признался в способности выдержать любое давление при отстаивании своей точки зрения и единственном верном способе его переубедить.

Угроза есть, должна быть и защита

Если закон не вызывает определённого резонанса, скорее всего, такой закон не нужен, убеждён Андрей Клишас, потому что изменения в законодательстве должны приниматься исключительно по общественно значимым запросам.

«Когда закон имеет общественный отклик, это говорит о том, что закон попал в точку, он затрагивает какие-то действительно значимые для государства и общества вопросы. И это достаточно важная составляющая легитимности любого закона», — пояснил глава комитета.

Всё это в полной мере применимо к наиболее обсуждаемому закону весенней сессии парламента — о суверенном Рунете (подписан Президентом РФ в марте). Тема активно обсуждалась на многих площадках с привлечением экспертов и общественности, в ходе которых высказывались опасения по поводу потери доступа к информации и утраты свободы перемещения по полюбившимся интернет-страничкам. Закон приняли, и ничего не случилось. Всё осталось, как есть.

По-другому и не могло быть, рассказал Андрей Клишас. Ведь прежде чем выносить на обсуждение чувствительную для россиян тему, в одном из крупных регионов России был проведён эксперимент. На отдельно взятой территории в определённый момент было задействовано специальное оборудование, которое перевело Сеть в режим суверенного Интернета. Никто из жителей региона не почувствовал этого перехода — скорость обмена информацией, доступ к страницам Instagram и Facebook остались на прежнем уровне комфорта. Это, по сути, и является главным техническим доказательством необоснованности упреков тех, кто усматривает в законе пугающие запретительные свойства.

«Закон не об ограничениях, а о защите Рунета, — подтверждает Клишас. — Он предусматривает поставку за государственный счёт оборудования операторам, которое обеспечит устойчивость российскому сегменту Интернета в случае внешней угрозы. В частности, угрозы внешнего отключения, что было реализовано США в Сирии».

Оценивая вероятность угрозы отсечения России от Интернета, Андрей Клишас назвал её реальной.

«Велика ли угроза начала ядерной войны в мире? Различные могут быть оценки, однако если такая угроза есть, то Российская Федерация, как суверенное государство, должна противопоставить этому определённые военные возможности, — отметил сенатор. — Точно так же и с Интернетом. Это огромная отрасль российской экономики. И поэтому, если есть возможность повернуть некий ключ, вырубить эту отрасль, на которую завязаны многие инфраструктурные объекты и государственные услуги, то должна быть возможность существенную часть этого сегмента сохранить и оставить в рабочем состоянии».

Велика ли угроза начала ядерной войны в мире? Различные могут быть оценки, однако если такая угроза есть, то Российская Федерация, как суверенное государство, должна противопоставить этому определённые военные возможности. Точно так же и с Интернетом.

Парламентарий также напомнил, что закон в силу ещё не вступил, и для того чтобы оценить масштаб грядущих преобразований и все необходимые бюджетные вливания для их осуществления, нужно дождаться осени, когда появятся подзаконные акты. «Я думаю, в октябре появятся все подзаконные акты, в которых будут более подробно описаны механизмы реализации ряда положений закона», — сказал Клишас.

Как защититься от лжетеррористов

За последние несколько месяцев спецслужбы Москвы и Московской области приняли более двухсот анонимных сообщений о минировании театров и торговых центров. Все они, к счастью, оказались ложными, но для предотвращения последствий теракта были задействованы силы и технические средства, соответственно, государство потеряло уйму денег. Таким «потерям» можно было бы только порадоваться, если бы угроза оказалась реальной и была предотвращена. Однако силы и средства были потрачены зря — сообщения о минировании оказались ложными. Даже при том, что все они шли с одних и тех же электронных почтовых ящиков, вычислить лжетеррориста очень трудно. Куда легче его можно было бы идентифицировать, если бы к его почтовому аккаунту был привязан реальный телефонный номер.

Именно поэтому 23 июля глава Комитета Совета Федерации Андрей Клишас вместе со своими заместителями Людмилой Боковой, Александром Башкиным и Александром Карлиным внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому пользоваться электронной почтой в России смогут только идентифицированные по телефонному номеру пользователи. Это, по мнению парламентария, поможет решить не только проблему лжетеррористов, но и радикально бороться со спамерами.

Документ, в том числе, обязывает организаторов сервисов электронной почты ограничивать передачу электронных сообщений, которые содержат запрещённую к распространению информацию. Речь, в частности, идёт о распространении ложных угроз совершения терактов, которые поступают на электронные адреса органов власти и объектов инфраструктуры. Предполагается, что принятие закона позволит создать правовые условия для привлечения злоумышленников к ответственности, а также сократит экономический ущерб от таких сообщений.

Андрей Клишас пояснил, что законопроект не предлагает никаких новшеств, так как идентификация обязательна по Закону «О связи», а наказание для тех, кто ведёт рассылки, предусмотрены в Уголовному кодексе. «Наша задача — защитить права граждан, обеспечить блокировку рассылки такой информации с электронных ящиков. То есть юридический механизм будет точно такой же, как для мессенджеров», — уточнил законодатель.

Сенатор рассказал, как будет действовать закон на практике. Так, например, в случае поступления на e-mail, скажем, директора театра сообщения о минировании, тот должен будет сообщить об этом в ФСБ (вопросы террористической угрозы относятся к компетенции ФСБ). Сотрудники спецслужбы, в свою очередь, обратятся к оператору связи, имеющему на руках договор с компанией, предоставляющей услуги электронной почты, который блокирует почтовый ящик — источник незаконной рассылки.

«В нашем законе нет ничего сложного, он чрезвычайно прост. Поскольку он явно в интересах граждан, механизм этот уже отработан, в отношении мессенджеров он функционирует, ни у кого не вызывает вопросов с точки зрения его конституционности и эффективности, я думаю, что нам ничего не будет мешать… принять его в ходе осенней сессии», — спрогнозировал Клишас.

Поскольку проект явно в интересах граждан, ни у кого не вызывает вопросов с точки зрения его конституционности и эффективности, ничего не будет мешать принять его в ходе осенней сессии.

При этом сенатор отметил, что если у экспертов будут вопросы, законодатели готовы обсуждать их столько, сколько потребуется. Тем более что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на пресс-конференции, посвящённой итогам весенней сессии, обратила внимание на необходимость подключения к широкому обсуждению темы всех заинтересованных сторон.

Универсальный интернет-закон невозможен

Закономерным следствием всех превентивных инициатив в сфере защиты интернет-коммуникаций читатели «Парламентской газеты» видят в принятии некоего глобального закона об информационной безопасности, который позволил бы отойти от купирования то и дело возникающих цифровых неурядиц, а разом и на все времена их устранить.

Андрей Клишас с такой постановкой вопроса не согласен. Глобальный закон в сфере информационной безопасности он считает утопией на сегодняшний день.

Невозможно такой закон написать. Скорость развития интернет-отрасли такова, что каждый год появляется много нового, в чём мы с трудом пытаемся разобраться и понять, как это регулировать. Принять, условно, какой-то единый кодекс, универсальное регулирование сетевой сферы — это абсолютно утопично и невозможно сделать. Во всяком случае пока даже и пытаться не нужно. Необходимо решать те задачи, которые стоят на повестке», — сказал сенатор.

К тому же, по мнению законодателя, на рассмотрение такого закона потребуется много времени, и не факт, что инициатива к моменту принятия не устареет.

«Гражданский кодекс, внесённый президентом, мы принимали в течение нескольких сессий по главам, а что будет с кодексом функционирования Сети, мне даже, честно говоря, страшно себе представить», — резюмировал Клишас.

Он заметил, что целесообразнее пока попытаться понять, с помощью каких юридических механизмов сегодня можно регулировать данную сферу общественных отношений, при этом не затрагивая правоотношения, которые сложились в части охраны прав и свобод. Кроме того, парламентарий напомнил, что и на международном уровне единых универсальных правовых механизмов регулирования Сети не создано.

Источник: Парламентская газета, Фото: Михаил Нилов / ПГ


Назад в раздел "Новости отрасли"

 

 

Уральская Ассоциация Операторов Связи — «УралАОС»

  • Юр. адрес: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей 19, А3, 947
  • Факт. адрес: 620027, Екатеринбург, ул. Азина 24, 3-й этаж
  • Телефон: +7 (343) 386-08-77
  • ИНН 6686995781
  • ОГРН 1126600002132
  • ОКПО 12282952
  • Эл. почта: info@uralaoc.ru

 

Отправить сообщение в Ассоциацию


Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных