Надзорная труба: РКН нашел юридическое обоснование замедлению веб-ресурсов
12.10.2024
Роскомнадзор подготовил приказ, согласно которому сможет непублично «замедлять» любые онлайн-ресурсы через внесудебное решение Генпрокуратуры. РКН делал это и ранее с помощью технических средств противостояния угрозам (ТСПУ), установленных на сетях операторов. Но теперь ведомство может получить для этого юридические обоснования. По мнению экспертов, теперь РКН вообще сможет не отчитываться ни о каких «замедлениях», поскольку именно Генпрокуратура может не указывать ни подробности своего решения о блокировке того или иного ресурса, ни даже себя в качестве его инициатора.
Управлять сетями
Роскомнадзор (РКН) разработал проект приказа, согласно которому на основании требований генпрокурора или его заместителей он сможет «управлять сетями связи» через технические средства противостояния угрозам (ТСПУ) или же с помощью «передачи обязательных к выполнению указаний» операторам связи, владельцам технологических сетей связи или точек обмена трафиком. Эти поправки были размещены 11 октября для общественного обсуждения на портале правовой информации. Они детализируют поправки к закону «О связи», принятые 8 августа 2024 года.
В широком смысле «обязательные к выполнению указания» операторам связи — это установка СОРМ (системы технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий) и ТСПУ и блокировка сайтов по реестру, поясняет президент Ассоциации операторов связи «Макател» Алексей Амелькин. ТСПУ у всех операторов связи установлены согласно закону «О суверенном Рунете», вступившему в силу 1 ноября 2019 года. Они фильтруют весь интернет-трафик, могут блокировать и «замедлять» ресурсы. Подконтрольные РКН службы самостоятельно устанавливают и обслуживают ТСПУ. При этом операторы часто называют ТСПУ «черными ящиками», потому что они сами не знают, что РКН делает с трафиком на их же сетях.
«Текущие указания дает РКН или подконтрольный ему Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП), который находится в составе Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) и отвечает за блокировки сайтов через ТСПУ. На данный момент эти требования носят достаточно формальный характер», — добавил Амелькин.
В РКН, Генпрокуратуре, «Ростелекоме» и «Вымпелкоме» (бренд билайн) не ответили на запрос Forbes. В «ЭР-Телекоме», МТС, «Мегафоне» отказались от комментариев.
Неформальное «замедление»
Проект нового приказа РКН появляется на фоне замедления в России крупнейшего мирового видеохостинга YouTube. 12 июля о возможных проблемах и сбоях в его работе известил своих абонентов «Ростелеком», другие операторы, в том числе МТС и билайн, начали предупреждать об этом в конце июля. С августа трафик YouTube сократился на 50%, заявил гендиректор CDN Video Ярослав Городецкий на конференции MUSE в сентябре. По его оценке, аудитория перешла в VK Video (39%), «Яндекс» (17%), RuTube и «Иви» (по 8%), Okko (6%), еще 22% пользователей пока ждут, что «к ним придет кто-то, кто предложит хороший сервис и тот контент, который им интересен». Значительная часть трафика переместилась «на зарубежные хостинги», то есть пользователи используют VPN, писал РБК со ссылкой на слова Городецкого. Российские власти, в том числе РКН, объясняли замедление YouTube прекращением поддержки инфраструктуры кеширующих серверов Google в России.
Эксперты связывали проблемы в работе платформы с действиями РКН, который блокирует видеосервис с помощью ТСПУ. Глава комитета по информполитике Госдумы Александр Хинштейн в одном из постов отмечал, что «деградация» YouTube — «вынужденный шаг, направленный не против российских пользователей, а против администрации иностранного ресурса».
Примечательно, что официального решения властей о блокировке принадлежащего Google видеосервиса до сих пор нет. При этом подведомственный РКН ГРЧЦ 8 августа направил операторам связи запрос с требованием предоставить ЦМУ ССОП информацию о размещенных на их сетях кеширующих серверов Google. А сам РКН угрожал операторам, «ускоряющим» YouTube, отъемом лицензий на оказание услуг связи. На это операторы отмечали, что претензии РКН не имеют под собой законных оснований — де-юре YouTube не подвергался блокировкам.
Технически Генпрокуратура или какие-либо еще органы власти не могут «рулить» сетями операторов связи напрямую, поясняет Алексей Амелькин. Разнообразие конфигураций оборудования операторов не позволит это сделать в ближайшей перспективе, обращает внимание он: для этого как минимум нужно принять соответствующие нормативные и нормативно-технические документы, которые законом «О связи» пока и не предусмотрены, а потом еще как-то заставить операторов это осуществить. По словам эксперта, Генпрокуратуре остается только воздействие на сеть связи общего пользования через ТСПУ или обязательные для выполнения указания, а оно у органов власти де-факто уже есть. «То есть этот приказ формализует уже имеющуюся практику», — заключает Алексей Амелькин.
«Никто отчитываться не будет»
По мнению экспертов, таким образом РКН через Генпрокуратуру сможет напрямую управлять сетями связи операторов. «А поскольку все «замедления» и принуждения — это не блокировки, а некое «управление сетями связи», то это значит, что РКН сможет замедлять и блокировать все, что ему заблагорассудится. Никто за это ни отчитываться, ни отвечать не будет», — полагает независимый IT-эксперт, создатель проекта о блокировках «Эшер II» Филипп Кулин. Он также напоминает, что из всех госорганов, которые могут блокировать интернет-ресурсы, именно Генпрокуратуре разрешено не указывать ни реквизитов решения, ни даже своего названия.
Генпрокуратура получит нормативно закрепленный доступ к кнопке ТСПУ во внесудебном порядке, констатирует адвокат, специалист по IT-безопасности, старший партнер проекта «Сетевые Свободы» Станислав Селезнев. «Похоже, что классические блокировки РКН с помощью реестра запрещенных ресурсов окончательно признаны неэффективными», — замечает он. По словам эксперта, теперь главным инструментом блокировок будет непрозрачное для общественности включение «рубильника ТСПУ». «Главное — мы не знаем, какой массив сайтов блокируется операторами на основании реестра, а какой — при помощи ТСПУ», — подчеркнул он.
Селезнев отметил, что с технологической точки зрения эти поправки запоздали не меньше, чем на три года. «Замедление» Twitter при помощи ТСПУ весной 2021 года могло удивить технологическое сообщество. Но к осени 2024 года принципы и ошибки работы ТСПУ уже неплохо изучены киберактивистами», — заключает он.
Источник: Forbes, Фото Эмина Джафарова / Коммерсантъ
Назад в раздел "Новости отрасли"