Концепция глобальной лицензии в Интернете — это та самая идея, которая в народе получила название "налога на Интернет". Ее предложил осенью 2014 года Российский союз правообладателей под управлением Никиты Михалкова. По задумке авторов, она должна решить проблему интернет-пиратства. Эту лицензию будут получать операторы связи, тогда их абоненты смогут беспрепятственно скачивать контент и смотреть в Интернете.

Отчисления в пользу правообладателей — так называемый "авторский сбор" — было предложено операторам включать в размер абонентской платы. Эта идея легла сначала в основу концепции глобальной лицензии, а затем на ее базе Минкультуры разработало законопроект. Предполагалось, что каждый интернет-пользователь будет платить аккредитованной организации 25–30 рублей в месяц, которые потом будут перечисляться правообладателям.

Идея Никиты Михалкова почти сразу была широко раскритикована. Правообладатели и интернет-компании написали совместное открытое письмо с критикой идеи Владимиру Путину. И вот на Медиа-коммуникационном форуме представили подробное, подкрепленное экономическими расчетами заключение.

"Идея глобальной лицензии на сегодняшний день технически не осуществима, — констатировал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин. — На рынке сегодня нет оборудования, которое могло бы сделать то, о чем говорится в предложениях от авторов глобальной рецензии. Эксперты посчитали, во что обойдется это оборудование идеи глобальной лицензии. Ее реализация по железу обойдется до 5 миллиардов долларов затрат, что позволяет сделать вывод о том, что оборудование начнет окупаться не ранее, чем через 10 лет. Исходя из того, какой срок амортизации и срок жизни есть у оборудования, эксперты сделали вывод, что это оборудование не окупиться никогда. Поэтому правообладатели, в случае, если идея глобальной лицензии начнет работать, денег все равно не увидят. Зато их увидит та компания, которая собралась управлять всем этим удовольствием".

В качестве примера была приведена Венгрия, где пытались ввести более мягкий вариант налога на Интернет, и закончилось все массовыми народными протестами на улицах Будапешта. В итоге правительство отказалось от законопроекта. Участники экспертного совета, оценивавшие проект российского налога на Интернет, призывают похоронить эту идею, и сосредоточится на поисках других решений.

"Нужно искать модели экономические, которые автоматически убьют или уменьшат пиратство, которое позволят компаниям зарабатывать деньги вместе с правообладателями в тех или иных формах, — считает директор РАЭК Сергей Плуготаренко. — И на этом делать максимальный акцент. Чтобы вот этот сегмент появился как можно скорее, чтобы мы могли говорить, что у нас есть регулирование, и что мы с правообладателями умеем деньги зарабатывать. Пиратство вытесняется автоматически".

***

Павел Дуров рассказал техноблогу Techcrunch о достижениях своего мессенджера Telegram. По его словам, ежедневно Telegram доставляет 2 миллиарда сообщений — это в два раза больше, чем в декабре прошлого года. При этом в марте 2014-го пользователи ежедневно отправляли 600 миллионов сообщений. Сейчас аудитория мессенджера от Павла Дурова составляет 62 миллионов человек, в декабре было 50 миллионов.

При этом Telegram предстоит все еще очень длинный путь. В апреле лидер на рынке мессенджеров — сервис WhatsApp — заявил, что количество его пользователей превысило 800 миллионов активных пользователей, и это почти в два раза больше, чем в прошлом году на момент его покупки компанией Facebook. С тех пор "приобретение" набирало очередные 100 миллионов активных месячных пользователей каждые 4 месяца с августа 2014 года, когда WhatsApp пользовались примерно 600 миллионов человек в месяц. В январе 2015 эта цифра уже равнялась 700 миллионам. И уже в апреле новый рекорд: сейчас пользователи WhatsApp отправляют более 30 миллиардов сообщений в сутки.

WhatsApp остается лидером по активной аудитории среди мобильных приложений. В феврале Twitter сообщал о 288 миллионах активных пользователей в месяц, в декабре прошлого года Instagram рапортовал о 300 миллионах активных месячных пользователях. Павел Дуров на таком фоне, похоже, не теряет оптимизма — отмечает, что его мессенджер сделал большой шаг за эти полгода. Если раньше на набор 15 миллионов человек потребовалось 9 месяцев, то сейчас для прироста на 12 миллионов нужно только 5 месяцев.