Новости Ассоциации

Отсутствие здравого смысла или закручивание гаек? Операторы обсудили «закон Яровой»

22.05.2017


За год до внедрения нашумевшего «закона Яровой», обязывающего операторов связи хранить информацию абонентов в течение года (включая их смс-переписку, телефонные соединения и интернет- трафик), в самом тексте законопроекта остается довольно много пробелов. Их устранение позволило бы участникам рынка более реалистично взглянуть на то, что предлагают власти. Однако пока ни сам автор проекта – депутат Госдумы Ирина Яровая, ни компетентные ведомства, в числе которых ФСБ России, Минкомсвязи и  Роскомнадзор, не спешат вносить коррективы.

Между тем, у операторов остается все меньше времени: им надо закупать необходимое оборудование, утверждать бюджет на следующие годы, а поставщики даже не могут назвать конкретных цифр за его поставку. Эти вопросы операторы обсудили на форуме «Мультисервис», который прошел в Подмосковье» в апреле этого года. Как отметили представители профсообщества, законопроект недоработан, ряд терминов не прописан в правовых актах, а вся финансовая нагрузка в итоге ляжет на абонентов. Участие в форуме приняли и представители Уральской ассоциации операторов связи.

Как отметили присутствующие на форуме, сейчас ситуация очень неприятная. Постановление дорабатывается в правительстве, проходит межведомственное согласование, и по-хорошему, его надо запустить на второй круг для публичного обсуждения, потому что текст претерпел существенные изменения. По мнению участников рынка, необходимо внести изменения в закон «О связи» где нужно дать определение терминам, которые возникли в связи с «законом Яровой» и которые присутствуют в проектном постановлении правительства. Отсутствие прозрачной терминологии может в последующем сыграть злую шутку – у контрольно-надзорных органов появится больше механизмов давления на операторов.

Операторы уверены, что выходом из сложившейся ситуации стало бы изменение сроков вступления закона в действие, потому что сегодня из-за неопределенности с ценами и параметрами закона, нельзя определить границы бюджетирования реализации программы.

«Поставщики оборудования пока не могут назвать стоимость, а будущее мы не можем предвидеть. Наша цель постановление «развернуть» и сделать его более реалистичным, чтобы не триллионы мелькали в расчетах, а были какие-то разумные цифры. Например, ограничить размер платежей операторов одним процентом от оборота», – предложил один из участников.

Пока же называются цифры в 15 миллиардов рублей (годовой оборот компании за 10-30 лет) – столько средств потребуется оператору средней величины для реализации законопроекта в его нынешнем виде. Разумеется, что это может «убить» всех малых и средних операторов, так как закон коснется всех и для всех неприемлемы такие расценки. Чем это грозит? Как минимум коллапсом на рынке услуг связи, который окажется на позициях 90-х годов.

«Нам надо три стоимости компании потратить, чтобы внедрить «закон Яровой», он принят вне логики. Что будет? Я думаю, что он  будет сопровождаться необязательностью исполнения. На нас будут давить, мы будем говорить, что денег нет. Будет тяжелая тягомотина, и чем это закончится, никто не знает. Вся эта ситуация – это отсутствие здравого смысла. Государственная машина имеет системный сбой, по причине чего она принимает такие решения, которые по логике вещей должны уничтожить индустрию связи в нашей стране», – прокомментировал ситуацию гендиректор компании «Уфанет» Искандер Бахтияров.

Операторы считают, что «закон Яровой» противоречит  не только здравому смыслу, но и Конституции. Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность. Аналогичный пункт прописан и в ст. 19 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов».

Получается, что финансовые обязательства при реализации «закона Яровой» должно нести государство – согласно Конституции, оборона и безопасность это не расходные обязательства субъектов предпринимательской деятельности, в данном случае, операторов связи.

Операторы небольшой величины считают, что от всей этой истории выиграет «большая федеральная тройка» – МТС, МегаФон и Билайн.

«Большие операторы найдут, как справиться с этой ситуацией, потому что все понимают, что если исчезнет МТС, МегаФон», Вымпелком (Билайн) и «Ростелеком», то в России исчезнет сотовая связь, никому мало не покажется. Если они не будут ничего делать (хранить данные абонентов в соответствии с законом – Прим.)  их лицензии не лишат. С малыми операторами ситуация абсолютно другая, совершенно, не задумываясь просто чик и все –  лицензии лишат. Надо отстаивать свои интересы и интересы клиентов, и мы это делаем через участие в рабочих группах. Надо их отстаивать в рамках существующих бюрократических процессов», – говорит директор по эксплуатации компании «Акадо» Михаил Медриш.

Генеральный директор компании «Инсис» (одного из крупнейших уральских операторов) Артем Черанев считает, что отстаивать интересы можно и нужно посредством прессы.

«Недооценивается сила наших СМИ, этот инструмент – канал продвижения, его надо использовать, я по своему опыту знаю, что это очень  хорошо работает. Полностью отсутствуют технические решения, цены, мы понимаем, что в бюджеты на 2018 год ничего никто не закладывает, и вот этот бардак надо грамотно и мощно пиарить» - заявил Артем Черанев.

Тема должна стать ясной не на языке технических терминов и триллионов, а на языке цифр и аргументов – сколько конкретный пользователь начнет платить за услуги связи и какую опасность несет в себе новшество.

«Конфиденциальность информации и защита своей частной переписки касается каждого человека, все их смсочки и сообщения будут храниться и ответственность нести будет частное лицо, а не государство. Это будет храниться, и доступ к этому будет иметь определенный набор людей, это будет взламываться, продаваться на черных рынках. Абоненты сейчас не проинформированы о том, насколько повысятся тарифы, нужно сделать расчеты, «большая тройка» их делала, но непонятно, что мешает донести эту информацию до абонентов» – высказалась одна из участниц.

То, что  власти симпатизируют операторам «большой тройки», уверен и представитель компании «Аксиома» (Красноярск). Он выразил мнение,  что для государства наличие маленьких и средних операторов избыточно. Ему удобнее работать с крупными, вследствие чего видит три пути развития ситуации.

«Путь первый - продаться другому оператору. Путь второй – потерять бизнес путем разорения или возможного возбуждения уголовного дела. Вариант третий – объединиться и создать альтернативного крупного оператора», – рассказал участник форума.

В целом, у участников рынка сложилось мнение, что затея не принесет ничего хорошего ни операторам, ни населению, ни государству. Среди профсообщества даже сложилось шуточное ощущение, что соавтором данного закона выступило ИГИЛ (деятельность организации запрещена на территории РФ), желая подорвать экономику России.

 


Назад в раздел "Новости Ассоциации"

 

 

Уральская Ассоциация Операторов Связи — «УралАОС»

  • Юр. адрес: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей 19, А3, 947
  • Факт. адрес: 620027, Екатеринбург, ул. Азина 24, 3-й этаж
  • Телефон: +7 (343) 383-40-22
  • ИНН 6686995781
  • ОГРН 1126600002132
  • ОКПО 12282952
  • Эл. почта: aoc@ural.ru

 

Отправить сообщение в Ассоциацию


Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных