Новости Ассоциации

Минкомсвязи определяет критическую инфраструктуру

15.11.2016


Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) вынесло на общественное обсуждение законопроект, который предлагает внести изменения в федеральный закон "О связи". Законопроект нацелен на обеспечение стабильности и защищенности функционирования Рунета. В частности, Минкомсвязи предложило создать государственную информационную систему обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования Рунета.

Текст законопроекта опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В законопроекте Минкомсвязи предлагает внести в федеральный закон "О связи" ряд новых понятий. Таких, например, как понтие российского национального сегмента сети Интернет, его инфраструктуры, точки обмена трафиком и ее владельца, реестра имен национальных доменных зон .ru, .рф, их администратора, а также линии передачи данных и т.д.

Также законопроектом вводится понятие критической инфраструктуры Рунета. "Критическая инфраструктура сети "Интернет" является составной частью информационной инфраструктуры, представляющая собой совокупность сетей связи, систем и ресурсов сети "Интернет", функционирование которых может существенным образом влиять на целостность, непрерывность, стабильность, устойчивость и защищенность объектов информационной инфраструктуры российского национального сегмента сети "Интернет", - указывается в законопроекте.

Законопроект поясняет, что относится к критической инфраструктуре Рунета. Согласно документу, это национальные доменные зоны .ru, .рф и инфраструктура, обеспечивающая их функционирование, системы точек обмена трафиком, критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи. Кроме того, законопроект предлагает отнести к критической инфраструктуре Рунета инфраструктуру автономных систем Сети, критерии отнесения к которым устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Также к критической инфраструктуре Рунета относится государственная информационная система обеспечения целостности, устойчивости и безопасности функционирования российской части сети Интернет, которую Минкомсвязи предлагает создать.

"Эта система будет функционировать на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о критических элементах российской части сети "Интернет", информации об интеграции российской части сети "Интернет" с международными сетями связи, а также маршрутно-адресной информации в сетях передачи данных и российской части сети "Интернет", - говорится в сообщении Минкомсвязи.

Согласно законопроекту, оператор этой системы будет определен правительством РФ. Финансировать работу данной системы Минкомсвязи предлагает из резерва универсального обслуживания.

Также законопроектом определены обязанности операторов связи в части технических требований к организации линий передачи данных. Кроме того, законопроект затрагивает вопрос организации точек обмена трафиком и пропуска трафика на территории России и определит порядок его организации.

Дата окончания общественного обсуждения этого законопроекта - 24 ноября 2016 г. Согласно законопроекту, он вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Пресс-служба Минкомсвязи воздержалась от комментариев.

На взгляд председателя совета Института развития Интернета (ИРИ), советника президента РФ Германа Клименко, в законопроекте недостаточно четко сформулирован пункт 1.10, в котором идет речь об участии Минкомсвязи в администрировании национальной доменной зоны. Герман Клименко напомнил, что в настоящее время его осуществляет АНО "Координационный центр национального домена сети Интернет" (КЦ).

"В дальнейшем это может вызвать разночтения в исполнении самого закона. Поэтому имеет смысл на площадке ИРИ, или на иной удобной для Министерства связи независимой площадке, выработать юридически корректное решение, которое удовлетворяло бы интересы государства в лице Минкомсвязи и интернет-отрасли", - заметил в беседе с ComNews Герман Клименко.

В целом, по мнению Германа Клименко, если этот законопроект будет принят, то он незначительно повлияет на Рунет. Также он считает, что финансовых рисков для компаний этот законопроект не несет.

По словам вице-президента и технического директора Mail.Ru Group Владимира Габриеляна, в данный момент законопроект по сути является списком терминов и определений, а его смысловая часть выведена в акты, которые будут приняты позднее на уровне министерств и ведомств без общественного обсуждения, в том числе в Государственной Думе РФ. Таким образом, добавил Владимир Габриелян, конкретное правоприменение данного законопроекта будет понятно после принятия подзаконных актов.

"Сейчас однозначно прогнозировать, как он отразится на работе компаний, невозможно. Единственное, что можно сказать точно: с момента его принятия трансграничные каналы смогут строить только операторы связи, тогда как в данный момент любая компания может построить такой канал для собственных нужд - не для перепродажи", - сказал корреспонденту ComNews Владимир Габриелян.

Таким образом, как заметил Владимир Габриелян, компании, имеющие собственные трансграничные каналы, должны будут или получать операторскую лицензию, или начать арендовать такие каналы у операторов связи. "Это повлечет за собой дополнительные затраты", - добавил Владимир Габриелян.

"При разработке данного законопроекта Минкомсвязи проводились обсуждения текста, и мы также принимали участие в этом процессе. Текст законопроекта содержит много отсылочных норм, а также определяет довольно большое количество новых понятий. При этом ряд формулировок требует уточнения, и мы направим свои предложения в рамках процедуры общественного обсуждения и надеемся на их рассмотрение", - рассказал в беседе с ComNews представитель пресс-службы ПАО "Ростелеком".

Как рассказал представитель пресс-службы КЦ, в том, что касается национальных доменов .ru и .рф, проект закона, предложенный Минкомсвязи, фактически закрепляет уже сложившееся положение дел. По его словам, в настоящий момент Минкомсвязи - один из учредителей КЦ. Таким образом, как заметил он, государство участвует в принятии всех решений и имеет право вето. "Именно поэтому мы не ждем больших изменений после вступления его в силу", - добавил представитель пресс-службы КЦ.

"Собственно, практически все, что прописано в этом законопроекте, в том или ином виде уже существует. Главное, что в проекте появилось описание элементов критической инфраструктуры - мы с коллегами говорим об этом уже очень давно. Определившись с терминологией, будет проще понять, что именно понимается под словосочетанием "критическая инфраструктура Интернета", - заметила в разговоре с корреспондентом ComNews заместитель генерального директора АО "Технический центр Интернет" Марина Никерова.

Вице-президент по правовым вопросам Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) Михаил Пашков сказал корреспонденту ComNews, что данный законопроект вписывается в программу, в которой уже имеется указ президента РФ от 22 мая 2015 г. №260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации".

"MSK-IX не принимал участия в разработке законопроекта, но по роду своей деятельности уже более 20 лет связан с решением задач надежности и безопасности интернет-инфраструктуры. Важно, чтобы законодательные инициативы в этой сфере были основаны на реалиях современного состояния технологий и были направлены на предотвращение реальных угроз. Иначе они рискуют стать тормозом для развития отрасли, препятствием на пути развития в России цифровой экономики", - заключила генеральный директор MSK-IX Елена Воронина.

Пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), Tele2 (ООО "Т2 Мобайл"), "Яндекса", Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) воздержались от комментариев.



 Андрей Федосеев

© ComNews
14.11.2016
 

Назад в раздел "Новости Ассоциации"

 

 

Уральская Ассоциация Операторов Связи — «УралАОС»

  • Юр. адрес: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей 19, А3, 947
  • Факт. адрес: 620027, Екатеринбург, ул. Азина 24, 3-й этаж
  • Телефон: +7 (343) 386-08-77
  • ИНН 6686995781
  • ОГРН 1126600002132
  • ОКПО 12282952
  • Эл. почта: info@uralaoc.ru

 

Отправить сообщение в Ассоциацию


Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных