Новости отрасли

Суверенный Рунет - ответственность есть, логики нет

15.02.2021


Суверенный Рунет - ответственность есть, логики нет

На минувшей неделе Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект, вводящий штрафы за нарушения так называемого закона о суверенном Рунете (ФЗ №90 от 1 мая 2019 г.). Изменения будут внесены в КоАП. Примечательно, что сам закон "о суверенном Рунете" вступил в силу еще осенью 2019 года, но о том, чтобы ввести ответственность за неисполнение этого закона, задумались лишь год спустя.

В конце ноября 2020 года в Госдуму поступил законопроект №1061159-7 "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за отдельные правонарушения в области связи и информации)". В конце декабря 2020 года законопроект приняли в первом чтении, а на минувшей неделе он прошел второе и, с разницей в один день, третье чтение и был направлен в Совет Федерации.

В сопроводительной записке к законопроекту №1061159-7, среди прочего, говорится: "Отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности за несоблюдение обязанностей, предусмотренных законом №90-ФЗ, как показала практика, формирует у субъектов регулирования возможность невыполнения установленных в отношении них обязанностей".

Непонятны мотивы законотворцев, которые ждали год для того, чтобы все же ввести ответственность за нарушение 90-ФЗ, ведь устойчивость Рунета и обеспечение его работоспособности - это очень важно, учитывая, что наша страна находится в кольце "друзей", а "рубильник" от Глобальной сети находится не в России. По крайней мере, подобную риторику мы слышали, когда регуляторы и законотворцы обосновывали скорейшую необходимость принятия закона "о суверенном Рунете".

Однако, очевидно, что если существуют требования, но не прописана ответственность за их несоблюдение, то практически со 100%-ной вероятностью эти требования соблюдаться не будут совсем или частично. Так что сначала настаивать на скорейшем принятии очень важного закона, а потом год ждать, что "субъекты регулирования" без дополнительной "мотивации" начнут закон исполнять в полном объеме - как минимум, наивно.

Теперь же штрафы прописаны и ответственность определена. Суммы штрафов в зависимости от состава административного правонарушения для юридических лиц, например, варьируются от 20 тыс. до 700 тыс. рублей, а в ряде случае устанавливается ответственность в виде административного приостановления деятельности. Повторные нарушения обойдутся уже дороже - до 1 млн рублей.

Будет ли теперь такой важный закон "о суверенном Рунете" соблюдаться с особой тщательностью? Едва ли. Есть подозрение, что субъекты регулирования (а это не только операторы связи, но и организаторы точек обмена трафиком, организаторы распространения информации) начнут с завидной регулярностью получать штрафы, и это превратится для них в еще один вид обязательных затрат, размер которых будет немедленно приплюсован к стоимости услуг. Кроме того, вполне вероятно, что субъектам регулирования будет проще и дешевле "решить вопрос на месте", так сказать, в обход кассы.

Глядя на очередную инициативу законотворцев, приходится признать, что подводит, как всегда, реализация. Нужна ли Рунету устойчивость и способность работать автономно, "случись что"? Безусловно, да. Способность страны не зависеть от технологий, которые она не в состоянии контролировать, - это и есть суверенитет. И если уж курс руководством обозначен именно такой, то действия власти логичны. Но логика заканчивается, когда дело доходит до непосредственной реализации.

Логично ли в ускоренном порядке принимать закон "о суверенном Рунете", а затем ждать год, чтобы прописать ответственность за его неисполнение? Логично ли теперь делать упор на денежные штрафы, учитывая, что это может привести к росту цен на услуги для конечного пользователя и увеличит риски коррупционных схем? Не логичнее ли в данном случае было прописать иные меры ответственности, если уж конечной целью является сделать закон "о суверенном Рунете" работающим инструментом? Ответы на эти вопросы каждый может дать сам.

То, по какому пути идет реализация всей инициативы, оставляет привкус подзабытого нынче слова "компанейщина" и вспоминается "закон Яровой", который оставил заметный скандальный след, скорее, в медийном поле.

Источник: ComNews


Назад в раздел "Новости отрасли"

 

 

Уральская Ассоциация Операторов Связи — «УралАОС»

  • Юр. адрес: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей 19, А3, 947
  • Факт. адрес: 620027, Екатеринбург, ул. Азина 24, 3-й этаж
  • Телефон: +7 (343) 386-08-77
  • ИНН 6686995781
  • ОГРН 1126600002132
  • ОКПО 12282952
  • Эл. почта: info@uralaoc.ru

 

Отправить сообщение в Ассоциацию


Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных