Новости Ассоциации

Чиновники задумали создать госоператора для сбора больших пользовательских данных с операторов

16.05.2017


Для регулирования больших пользовательских данных (массивы обезличенных пользовательских данных, после обработки позволяющих идентифицировать владельца: предпочтения пользователя в интернете, социальные связи и круг общения; такие данные собирают поисковые системы, социальные сети и операторы связи, чтобы лучше таргетировать рекламу и предоставлять подходящие тарифы) может появиться специальная структура, следует из проекта поправок в закон «Об информации». Она будет собирать их со всех операторов таких данных, ими могут быть как госорганы, так и юридические или физические лица. Для финансирования работы госоператора может быть создан специальный фонд. Пополнять его будут ежеквартальные отчисления операторов БПД с доходов от обработки данных для рекламной деятельности. Ставка может составить 2%.

Согласно отчетности компаний, в I квартале 2017 г. «Яндекс» заработал на рекламе 19 млрд руб., а Mail.Ru Group – 4,8 млрд руб. Таким образом, отчисления в фонд могли бы составить 380 млн и 96 млн руб. соответственно, подсчитали «Ведомости».

Об идее такого регулирования знают сотрудник профильного ведомства и сотрудник крупного интернет-холдинга. С версией законопроекта недавно ознакомилась и президент холдинга Infowatch, глава рабочей подгруппы «Интернет + общество» при администрации президента Наталья Касперская, сообщила она «Ведомостям». Рабочая группа, которую возглавляет помощник президента Игорь Щеголев, создана для исполнения поручений Владимира Путина по итогам форума «Интернет-экономика» в декабре 2015 г. Знает о такой идее и человек, близкий к одному из операторов связи.

Госоператором БПД может быть радиочастотная служба при Роскомнадзоре (в ее состав входит ФГУП «Главный радиочастотный центр»), а реестр операторов БПД может вести сам Роскомнадзор, следует из текста документа. Контроль за обработкой БПД документ также предлагает отдать Роскомнадзору.

Хотя чиновники давно говорят о необходимости регулирования БПД (см. врез), кто автор законопроекта, выяснить не удалось. Два человека, близких к Роскомнадзору (подчиняется Минкомсвязи), говорят, что ведомство участвовало в разработке проекта. Человек, близкий к Минкомсвязи, указывает на это министерство. Сотрудник оператора связи называет разработчиком документа Фонд информационной демократии. Его президент Илья Массух это опроверг. В комитет Госдумы по информационным технологиям такой законопроект не поступал, сообщил его председатель Леонид Левин.

Представители Минкомсвязи и Роскомнадзора отказались от комментариев.

Свободное обращение БПД в интернете несет риски, а защиту могут обеспечить законодательное регулирование и специальные технические средства, говорила в ноябре Касперская. Под регулированием рынка БПД она понимает локализацию таких данных, обеспечение равных условий для российских и зарубежных игроков, а также подготовку стандарта пользовательского соглашения. Тогда же Щеголев обещал отрегулировать использование компаниями БПД: заниматься этим должна была подгруппа Касперской.

«И еще можно мне все-таки про безопасность?» – обратилась к президенту Касперская в ходе его встречи с представителями IT-отрасли, которая состоялась на форуме «Интернет-экономика» в декабре 2015 г. Она говорила Путину о необходимости регулирования личных данных россиян – это «информация о перемещениях, контактных, политических пристрастиях, уровнях дохода, привычках, круге друзей, высказываниях и проч.» (цитаты с сайта Кремля).

Она подчеркивала, что это более широкое понятие, чем персональные данные.

Пока рабочая группа обсуждает необходимость такого законопроекта, сказала «Ведомостям» в пятницу Касперская. Массух, возглавляющий другую подгруппу, «Интернет + суверенитет», призывает не спешить с регулированием БПД: к осени нужно сформулировать точное определение этих данных.

Сначала о регулировании пользовательских данных говорил в основном Щеголев. В ноябре 2016 г. к этой теме подключилось Минкомсвязи и Институт развития интернета (ИРИ). Они с Координационным центром национального домена сети интернет (КЦ) создали рабочую группу, в нее вошли замминистра связи Алексей Соколов и предправления ИРИ, советник президента по интернету Герман Клименко. Задачей группы была разработка предложений по регулированию использования данных пользователей рунета со стороны интернет-отрасли: «Плохо, если без нашего участия будут приняты какие-то регулирующие документы», – объяснял Клименко.

БПД надо отделить от собственно персональных данных, говорил Соколов в ноябре. Свое регулирование, по его мнению, нужно для обезличенных пользовательских данных и для машинных данных интернета вещей.

В нынешнем виде законопроект не может быть принят хотя бы из-за того, что прописанная в тексте передача БПД единому оператору не предполагает их защиты – а именно ради их безопасности должно создаваться регулирование, уверена Касперская.

Подобная инициатива плохо повлияет на развивающийся рынок больших данных, который нуждается в более гибком регулировании, заявил представитель Mail.ru Group. По его словам, инициатива бьет по несуществующей проблеме – крупным игрокам, которые в состоянии заботиться о данных пользователей, но ничего не делает с черным оборотом данных со стороны мелких игроков. Мультиплицирование хранения данных увеличивает риски, добавляет он. Даже в Китае рынок пришел к идее саморегулирования, и подобную модель, по мнению холдинга, было бы правильно применить и в России. С идеей саморегулирования согласен директор «Мегафона» по связям с госорганами Дмитрий Петров, но законопроект не комментирует.

МТС ознакомилась с проектом и не поддерживает его, поскольку он создает дополнительные препоны цивилизованному рынку, а госоператор чреват необоснованной монополией, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Отчисление 2% на поддержание госоператора он называет абсолютно нерыночной историей. Представитель «Вымпелкома» отказалась от комментариев. Представитель «Яндекса» не предоставил комментариев по существу.

Игорь Щеголев, помощник Президента: «Данные стали ресурсом, а каждого человека можно сравнить с нефтяной вышкой. Причем человек нередко еще и платит, чтобы отдать свои данные бизнесу. Это серьезная проблема, и впору говорить, чтобы бизнес не злоупотреблял данными, получаемыми от пользователей».

Источник: «Ведомости» - www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/05/16/689963-gosoperatora-bolshih-dannih

 


Назад в раздел "Новости Ассоциации"

 

 

Уральская Ассоциация Операторов Связи — «УралАОС»

  • Юр. адрес: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей 19, А3, 947
  • Факт. адрес: 620027, Екатеринбург, ул. Азина 24, 3-й этаж
  • Телефон: +7 (343) 386-08-77
  • ИНН 6686995781
  • ОГРН 1126600002132
  • ОКПО 12282952
  • Эл. почта: info@uralaoc.ru

 

Отправить сообщение в Ассоциацию


Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных